.txt || 11 советов путешественнику (с фотоаппаратом и не только).

April 6, 2010 0 Comments


Данный текст является выдержкой из моих длинных размышлений на тему путешествий по Европе (пока только по ней) и опыта, полученного на собственных ошибках. Вся информация будет разбита на пункты - мне так легче собраться с мыслями. Если кто-то имеет что-то против данного материала, моей манеры изложения или еще чего - не читайте. Если вы не исповедуете философию бюджетных путешествий - не читайте. Если вы поклонник исключительно шоппинга - вам тоже не сюда, потому что тут о нем не будет сказано ни слова.
Пытаться что-то мне доказывать совершенно бесполезно: у каждого свой личный опыт, и мой может кому-то пригодится, а, может, и нет. Но, как говорится, пока не напишешь - не узнаешь.

Вступление.

Тремя китами моих путешествий являются самостоятельность, бюджетность и знакомые местные жители. Это значит, что отелям, в которых больше чем две звезды, отказывается сразу, турам тоже (редким исключением являются случаи, когда можно купить тур, приехать на место, а потом бродить самой по себе), а все пафосные заведения игнорируются с завидным постоянством.
Почему так? Мне кажется, что таким образом я избавляюсь от всякой шелухи, вроде предвзятости, исторических дат, имен (их вполне можно будет найти позже в библиотеке, Википедии или учебниках истории за 5-11 классы общеобразовательной школы в случае, если возникнет такой интерес), привязки к месту и кому бы то ни было, и начинаю целостнее воспринимать то, что вижу. Конечно, можно спорить и доказывать, что бывают крайне интересные экскурсоводы, однако моя практика доказывает, что за одну поездку найти такого человека практически невозможно, а довольствоваться тем, кто попадется, - не всегда самая лучшая идея. К тому же "экскурсовод" автоматически означает "группа", что с моим темпом "восприятия информации" (© A.) может привести к серьезной потере драгоценного времени, которого, как всегда, не хватает. Именно поэтому я предпочитаю договариваться с кем-то из местных: мне не столь интересны даты, сколь любопытны истории, легенды и всякие другие детали, которые смогут дополнить образ того или иного места. Ну и темп у человека, который гуляет по своему городу, как правило, не настолько медленный и печальный, как у толпы народа, вынужденной останавливаться у каждого столба и ждать отстающих. Но это все, как говорится, лирика, которую самое время заканчивать.

Смысл.
Итак, за последние два года постоянных поездок я вывела вот что:

1. Путеводителям отказать сразу же: посмотрите на тираж книжки и подумайте, сколько народу будет идти с вами тем же маршрутом. Это раз. Два. Путеводитель пишут люди. И эти люди, так или иначе, переносят свои впечатления, свое видение и свое восприятие. В противном случае они просто перечисляют имена и даты. Ни то, ни другое не является чем-то необходимым. Три. Список мест, которые имеет смысл увидеть в конкретной поездке проще всего составлять заранее, самостоятельно, ориентируясь на количество времени и компанию, в которой вы едете, потому что по ходу на это потратится в три раза больше времени, которого, как я уже говорила, и так слишком мало.

2. Идеальная компания для путешествия в моем случае - три человека: двое приезжих и один местный. Максимально допустимое число самостоятельной группы - четыре человека: три плюс один, или же два плюс два.
Я не буду распространяться на тему того, что в новое место лучше всего ездить с человеком, с которым вам комфортно находиться рядом, и который разделяет ваши увлечения - это и так понятно. Если такого человека нет, или он по каким-то причинам не может составить вам компанию - лучше ехать в одиночку. Но ни в коем случае не пытаться взять в попутчики кого-то, в ком вы не уверены или с кем вы ни разу никуда не ездили (про "ездили, не понравилось" вообще молчу). Относитесь к подбору попутчика так же, как разведчик относится к подбору напарника, и вы не ошибетесь.

2.1. Чтобы никто не считал, что я злая и жестокая, уточню несколько моментов.
Я не говорю о турах, о больших выездах компаниями на шашлыки или о других корпоративных мероприятиях. Я говорю о возможности в кратчайший срок узнать какое-либо место не только снаружи, но и изнутри, что означает максимально быстро пройти цикл адаптации к новой среде, включая все, даже самые малоприятные, нюансы. Единственный известный мне вариант ускорения этого процесса - попасть в ситуацию, когда отвечаешь только сам за себя и рассчитываешь, соответственно, тоже. Именно поэтому если ты едешь в новое место не один/одна, то в попутчики надо брать человека, который в критической ситуации не станет ныть, мешать или пугаться, а поможет из нее выбраться без лишней демагогии.

3. С жильем лучше всего разобраться до приезда. Не важно, будь то бронировка хостела, отеля или договоренность со знакомыми, потому что в разных странах ситуация может обернуться по-разному, и далеко не всегда хорошо. В Италии без предварительной брони вообще очень сложно. В Германии все зависит от города и сезона. В Голландии - от местной афиши. В Испании - от того, знаете ли вы где и у кого спрашивать. В Польше - от города, в Андорре - от зимы и выходных, и так далее. Причем, если вы приезжаете на выходные, то шансы найти что-то по приезду сразу уменьшаются раза в три.
К слову, еще один плюс поездок вдвоем - половина стоимости отдельного номера на двоих значительно меньше, чем стоимость номера на одного (койко-места в молодежных хостелах не считаются - они все в одну цену), а, значит, в случае проблемы с поселением более дорогой отель не нанесет серьезного урона бюджету путешествия.

4. Траты на путешествие и чек-поинты лучше записывать. Причем, все - начиная от стоимости марок для открыток, и заканчивая адресом и ценой койки в хостеле. Это не так сложно, но очень дисциплинирует. К тому же, такая информация может позже помочь вашим друзьям и знакомым не допустить ваших промахов. Короче говоря, "ты мне - я тебе".

5. По приезду в новый город первым делом нужно обзавестись картой. Для этого вовсе не обязательно бежать в первый попавшийся киоск "Пресса" и тратить от 4 до 9 евро - достаточно найти ближайший туристический офис, где оная карта будет стоить либо евро-полтора, либо вообще ничего (к слову, в Испании в некоторых туристических офисах совершенно бесплатно можно получить и карту автомобильных дорог).
Кроме карты, в туристическом офисе нужно озаботиться получением ответов на два основных вопроса:
- где расположены смотровые площадки (башни, террасы, любые другие высокие места с видами на город/местность);
- есть ли в городе университеты, и если есть, то где.
Как ни странно, первый пункт может быть использован не сколько для того, чтобы сделать красивые фотографии, столько для предварительной оценки маршрута и визуализации конкретных пунктов программы в формате "вон то, то, и еще вот это", так как всегда проще, когда знаешь, чего и куда хочешь. Со вторым пунктом все совсем элементарно. Наличие университета в городе означает автоматическое наличие студенческой столовой, где можно покушать много и дешево. Логичность данного решения можно подтвердить примером: в Дрездене в столовой TUD при наличии студенческого обед на двоих (включая недетские порции, десерт и напитки) обойдется в 4,5 -5 евро. Без студенческого - максимум в 8-10, что, согласитесь, не так уж и много. В Бургасе, в студенческой столовой также можно покушать за 4-5 евро с человека. И так далее. К слову, в некоторых студенческих общепитах вместо локального студенческого билета срабатывает ISIC или любой другой студенческий документ международного образца.

6. Не поленитесь потратить минут 10 и внимательно рассмотреть открытки в любой сувенирной - или не очень - лавке. Особенно это касается фотолюбителей, но полезно будет всем. И не только потому, что это поможет заранее определить удачный ракурс для съемки какой-либо достопримечательности, но и потому что сможет помочь найти множество интересных мест, которые не указаны ни в путеводителях, ни в программах тура ни еще где. Плюс, всегда можно развернуть открытку и на обратной стороне узнать адрес интересующего вас места (карта к этому моменту у вас уже должна быть). Если адреса нет, можно спокойно купить оную открытку и приставать с вопросами к людям на улицах - практика показывает, что в этом случае, с большой вероятностью, вы узнаете не только адрес в формате "как туда попасть", но и еще множество интересных вещей.

7. При путешествии ради путешествия, а не ради двухнедельного расслабленного питья коктейлей в крутом отеле, начинайте утро часов в 6. А то и вообще с рассветом в случае с южной Европой. Это поможет погулять по городу в гордом одиночестве, получить кадры с почти полным отсутствием праздной публики и не мучаться с ужасным резким освещением и жарой, на которые я потратила большую часть нервов в Испании и Португалии. Плюс ко всему, чем раньше встанешь, тем больше шансов попасть на какую-то "важную достопримечательнось", потратив на очередь не два-три часа, а двадцать минут максимум.

8. Теперь что касается всяких замков, дворцов и музеев. Чаще всего фотографировать в них можно. Иногда нельзя, но с этим можно побороться. И нет, не попыткой обездвижить штативом смотрителя, а внимательным осмотром окрестностей на предмет "а где написано, что нельзя?". Таким образом, если при продаже входных билетов предупреждения не было, если на стенах нет соответствующих надписей или картинок с перечеркнутым фотоаппаратом, если на самих билетах ничего не написано - вперед. Европейцы бюрократы, а потому, чем спрашивать по сто раз, проще сфотографировать, и потом, когда вам покажут маленькую приписку внизу сотой страницы в третьем томе "Правил пользования музеем", которая гласит "фотографировать нельзя", сделать невинные глаза и сказать, что этот самый том вам никто почитать не дал, а больше нигде ничего не написано. А раз не написано - значит, можно.
Как пример, благодаря такому подходу, я умудрилась получить несколько неплохих кадров Штольпена - нигде не было написано, что открывать окна в башне нельзя. А про Испанию-Италию вообще молчу - там все зависит исключительно от наглости путешественника.

9. В обязательном порядке исследовать районы, в которые ходить не советуют - как правило, именно там находится все самое интересное. В самом крайнем случае, это "самое интересное" ограничится иммигрантским кварталом и более дешевыми кафе, а в оптимальном - настоящим местным колоритом, который вряд ли получится найти на проторенных туристических тропах. И не нужно думать, что там вас убьют, изнасилуют или ограбят - это бред, придуманный туристическими агентствами для того, чтобы их группы не могли уйти в запой или загул с местным населением. И еще: любой местный праздник не повод прятаться в подполье и ждать, пока народ отгуляет - это повод (бесплатно или с минимальными тратами) оторваться по полной; жители Бильбао не террористы; Турецкий Кипр не так страшен, как его хотят представить, а Lavapiés вообще лучший район Мадрида.

10. Поход по "настоящим местным забегаловкам" лучше отложить до того момента, когда вы научитесь отличать местных от общей массы. Ну и когда идея того, что "настоящая местная забегаловка" может находиться на главной, или любой другой большой улице города, будет вызывать у вас лишь улыбку. А еще хорошо бы перед ее посещением проконсультироваться с местными знакомыми - как знать, возможно есть какие-то традиции и привычки, которые в случае посещения подобных мест являются правилами хорошего тона. Например, в немецких кабаках принято в знак приветствия несколько раз стукнуть кулаком по столу, а в испанских - просто поздороваться.

11. И последнее. Правило 10-ти "не": не делайте выводов о стране по одному конкретно взятому городу, особенно, если этот город - столица; не верьте стереотипам; не ожидайте ничего сверхъестественного - тогда точно не разочаруетесь; не пытайтесь никому ничего доказывать - особенно местным, и особенно касательно их умения жить; не бойтесь, что что-то может пойти не так - понятие "не так" слишком необъективно; не пропускайте деталей - без них впечатления не будут полными; не пользуйтесь общественным транспортом без необходимости (пройти одну остановку можно и пешком) - слишком много интересного можно пропустить; не останавливайтесь слишком надолго в одном месте; не отказывайтесь от приключений и никогда не сдавайтесь.

0 comments: